Обряд свадебный у славянского народа и свадебные обряды старинные народов мира
- Дата:27.08.2016 22:12:50
- Просмотров:3 756
- Комментариев:0
- Оцените материал:
Практически все свадебные обычаи и обряды, которые еще соблюдаются на современных свадьбах, имеют древнее происхождение, и ведут свою историю еще со времен языческой Руси.
Конечно, в современном свадебном процессе многие старинные свадебные обряды мира уже не применяются. А тем традициям, которые родители молодоженов и сами молодые стараются соблюсти, уже никто не придает того древнего сакрального, почти магического смысла.
История славянского свадебного обряда
Мало кто знает, что слово «весілля», которым на Украине называют всю свадебную церемонию, имеет древнее значение. У славян «веселием» назывались праздники в честь Бога Солнца, которые отмечали в дни весеннего и летнего солнцестояния. С пробуждением природы от зимней спячки люди возносили хвалу и благодарность Богу Солнца за продолжение жизни и рода.
Так что именно весной и летом наши предки совершали свадебные обряды.
Традиция справлять свадьбы осенью появилась с введением православия на Руси. Осень считалась наилучшей порой для свадеб, когда окончен цикл полевых работ и собран урожай.
Закреплять брачные узы в церкви путем венчания на Руси стали только в XVII веке, после специального Указа Священного Синода. До этого времени для совершения брачной церемонии достаточно было соблюдения народного обряда свадьбы, формировавшегося на протяжении нескольких веков.
Традиционный славянский обряд свадебный состоит из нескольких этапов, в каждом из которых есть свои особенности и предписанные обязательные действия для молодых, их родителей, сватов, родных и друзей.
Первый досвадебный этап состоял из сватанья, смотрин и помолвки (или рукобития).
Сватанье
Сваты, зайдя в дом невесты, должны были совершать определенные действия, предписанные обрядом свадьбы, и сопровождать их специальными словами. Как правило, чтобы не привлекать внимание нечистой силы к делам молодых, речь сватов была иносказательной, так же иносказательно им должны были отвечать и родители невесты.
При этом родители невесты должны были отказываться от заманчивого предложения, а сваты – уговаривать их. Невеста в этом процессе уговоров-переговоров не участвовала. По российской традиции сваты приносили в дом невесты ритуальный хлеб, который разрезался при положительном ответе родителей невесты. В случае отказа сватам возвращали хлеб неразрезанным.
По украинской традиции у невесты было право отказать сватам, вынеся им тыкву или «гарбуза».
Получить отказ было очень унизительно, поэтому парни, не уверенные в своих силах, могли идти на сватанье вечером, чтобы соседи не увидели позора, или заранее пытались выведать о настроениях и желаниях девушки через ее подруг и родственников.
Если сватанье проходило удачно, будущая невеста должна была выйти к сватам с хлебом и рушником.
Смотрины
После сватанья проходили смотрины. В этот день родители невесты приходили осматривать хозяйство родителей жениха, чтобы сделать выводы о материальной состоятельности жениха. При этом учитывалось количество домашнего скота и птицы, посуды, одежды, сельскохозяйственного инвентаря, богатство обстановки в доме.
Бывало и такое, что родители невесты оставались недовольными достатком будущего зятя, и могли ему отказать.
Заручины
Если же смотрины проходили удачно, родители договаривались о заручинах (или помолвке).
Заручины являлись предсвадебным обрядом, которым закреплялась законность предстоящего союза. После них будущую свадьбу уже ничто не могло расстроить, кроме особенных обстоятельств (например, побега или смерти одного из молодых).
В день заручин публично оглашалась дата свадьбы.
Барвинковый обряд
Собственно свадьба начиналась с барвинкового обряда – ритуального сбора барвинка для свадебных венков и их плетения под обрядовые песни. Для невесты начинали плести венок из барвинка только после благословения матери. В него вплетали также калину, руту, мяту, колоски пшеницы. В некоторых регионах свадебный венок украшали еще и чесноком, чтобы защитить молодую невесту от сглаза и нечистой силы.
Девичник
На этом вечере невеста собирала своих подруг, чтобы пообщаться с ними в последний раз перед замужеством. На девичнике подруги вместе с невестой приготавливали свадебные венки, а также пели драматичные обрядовые песни и причитания.
Их смысл сводился к тому, что незамужняя девушка в последний раз общается с подругами, расстается с прошлой беззаботной жизнью, как бы символично умирает, а в день свадьбы родится уже женщина, с другими обязанностями и правами, которой уже нельзя будет общаться с незамужними хохотушками.
Главным действием девичника был обряд расплетания косы невесте. Это действие также имело минорный характер: невеста причитала-плакала по своей молодой жизни вместе с матерью, подругами и родственницами. Незамужние подруги пели обрядовые песни во время расплетания косы, а потом забирали себе девичьи ленты невесты. После обряда волосы будущей невесты в последний раз заплетали в одну косу, как незамужней девушке.
Приготовления каравая – главного свадебного хлеба
На свадьбу принято было выпекать несколько видов свадебного хлеба. Главным из них был каравай.
Выпекание свадебного каравая происходило с соблюдением определенного ритуала. Часто на это действие приглашались участницы с обеих сторон, что было символом родства, единения двух семей. Желательно, чтобы их было семеро. Хотя в некоторых регионах в этом обряде было четное количество участниц, чтобы молодые всегда были в паре.
Женщины, участвовавшие в этом обряде, должны были быть обязательно замужем в первый раз и счастливы в браке. Вдов и незамужних к выпеканию свадебного каравая не привлекали.
Весь процесс создания главного свадебного хлеба сопровождался обрядовыми действиями, ритуальными песнями и молитвами.
Каравай богато украшали сделанными из теста колосками пшеницы, что считалось символом благополучия и достатка, листьями и ягодами калины – символами плодородия, продолжения семьи.
Кроме свадебного каравая, из сдобного теста выпекали еще небольшие калачи в форме подковы, шишки, крендели. Каждый вид свадебного хлеба украшался по-своему и имел особое значение. Например, шишки символизировали плодородие, калачи – благополучие, а крендели — изобилие.
День свадьбы
Свадебный день – самый насыщенный обрядами день из всего свадебного цикла. При проведении обрядов на свадьбе каждое слово и действие имели свой смысл и значение, и направлены были на защиту молодоженов от всякого зла и создание между ними крепкого, благополучного союза.
Начинался основной свадебный обряд с выпроваживания молодого, которого мать осыпала мелкими монетами, рисом, зерном на счастье и отправляла за невестой. Вместе с ним ехал свадебный почет (поезд), который состоял из дружек, светелок, свах, неженатых парней и родственников жениха. По пути следования к невесте их могли останавливать и требовать выкуп.
Встречала жениха и свадебный почет мать невесты, как правило, в вывернутом наизнанку кожухе, чтобы зять был состоятельным.
Прибытие жениха к дому невесты сопровождалось свадебными обрядовыми песнями и игрищами. После этого сваты обменивались подарками, а молодые – свадебными калачами. Потом начинались торги за невесту.
Мать благословляла молодых на венчание, и она же встречала молодых после этого таинства с хлебом-солью.
Кульминацией свадебного обряда было покрытие невесты. Этот ритуал символизировал вступление невесты во взрослую жизнь и создание собственной семьи. В разных регионах обряд покрытия происходил по-разному.
Молодой расплетали одну косу и заплетали две, как у замужней женщины, укладывая их под специальный головной убор – чепец («очипок»). Или жених отрезал косу собственноручно, а голову девушке покрывали платком сваха или мать.
После обряда покрытия молодожены переезжали в дом родителей жениха. Перед отъездом молодой пары мать невесты благословляла дочь, вручая ей курицу и хлеб, которые молодые должны были съесть перед свадебной ночью.
Курица символизировала плодородие, продолжение рода, а хлеб – богатство.
В доме родителей новобрачного продолжался свадебный пир, а молодым стелили свадебное ложе.
Ночь молодоженов
Первая ночь супругов могла проходить в амбаре, чулане или подклете. Постель для новобрачных стелили на специальном помосте, на который сначала укладывали мешки с мукой, снопы пшеницы, потом собственно постель. Также женщины, стелившие свадебное ложе, обходили постель с ветками рябины, которые потом втыкали в изголовье. Весь процесс сопровождался обрядовыми песнями и молитвами с пожеланиями благополучия и продолжения рода.
Невеста облачалась в новую рубашку, которую потом, после действа на свадебном ложе, вместе с простыней могли демонстрировать гостям как доказательство ее целомудренности.
Если свадебная ночь проходила удачно, праздник продолжался, а мать невесты получала подарки за хорошую дочку. Если же невеста оказывалась нецеломудренной, свадебный пир прекращался, и гости начинали петь специальные песни, содержание которых сквернило невесту, ее родителей и весь их род. В некоторых регионах на высокое дерево вывешивался белый флаг, который вещал о позоре невесты и ее родителей.
Благодарения (или калачины)
Чтобы молодая жена быстрее привыкла к жизни в семье мужа, родственные связи между семьями укреплялись, происходили калачины или обряд благодарения. Через несколько недель после свадьбы родители невесты приглашали к себе молодых вместе с родителями жениха и его близкими родственниками. В этот день в знак благодарности молодые дарили своим родителям 12 калачей, а родители в ответ дарили им нужные в хозяйстве вещи.
У других народов мира
Национальные свадебные обряды формируются столетиями, у разных народов мира в них отражаются древние верования, суеверия, традиции. У народов, близких по историческому и культурному развитию, свадебные обряды очень похожи. Практически в любом обряде свадьбы у народов Европы, Азии или Африки есть сватанье, смотрины, помолвка, девичник и мальчишник, традиционная брачная ночь и оглашение ее результатов.
Армения
Например, в Армении, в доме жениха совершали старинный обряд свадебный, принося в жертву быка, которого считали символом плодородия. Перед этим обрядом его хорошо кормили, а также украшали его шею гирляндой из яблок. После этого ритуального быка закалывали, чтобы молодая семья жила в достатке и имела много детей. В кровь быка мать жениха обмакивала красную нитку, которую потом клали в постель новобрачным в первую брачную ночь. Считалось, что это будет способствовать скорому рождению потомства.
Туркменистан
В Туркменистане существует свадебный обряд временно возвращать молодую жену в дом к ее родителям. Эту церемонию проводили после всех предписанных свадебных мероприятий в доме жениха.
Обставлялось все торжественно, родители невесты забивали баранов, угощали новых родственников, которые привозили юную жену в отчий дом. Она должна была оставаться у родителей до того момента, как молодой муж полностью выплатит обещанный калым.
В зависимости от состоятельности жениха, молодая жена могла находиться у родителей от нескольких дней до нескольких месяцев.
Если жениху не удавалось выплатить калым, родители невесты могли взять его работником в свое хозяйство
У разных народов мира первая брачная ночь пронизана особой символикой и имеет большое значение для будущей совместной жизни.
Ведь именно на свадебном ложе происходит настоящее единение двух людей, которые становятся единым целым.
Япония
Очень красивый свадебный обряд первой брачной ночи в Японии. Для молодых подготавливают специальный уединенный домик, дорогу к которому устилают лепестками цветов. Перед свадебной ночью молодые должны покормить друг друга, потом одарить подарками. Традиционно жена в подарок мужу должна преподнести меч. Этот дар символизировал новый статус мужчины, который становился главой и защитником семьи. Муж дарил супруге отрез красной ткани из шелка, при этом его символично разрубали мечом. Одна часть отреза предназначалась жене на праздничное платье, вторая (которая была меньше) – для первого ребенка.
Комментариев пока нет, но вы можете стать первым